Небольшое рассуждение на тему известных многим этических законов Айзека Азимова. В своем роде дань памяти талантливому писателю-фантасту. С одной стороны – избыточность формулировок Трех Законов Робототехники достаточно очевидна, с другой же мы убеждаемся в их явной недостаточности для извлечения из их имплементации в чьих-либо поведенческих алгоритмах какой-либо пользы.
Имеют ли они какой-либо потенциал для регламентации деятельности Искусственного Интеллекта или их появление вызвано причинами, которые к самостоятельной интеллектуальной деятельности ответственного за собственные поступки субъекта не имеют никакого отношения?
Возможность скачивать произведения в формате PDF добавлена не столько для чтения их в альтернативных ридерах, сколько из-за того, что я все чаще стал находить в сети собственные тексты, которые были крайне неряшливо скопированы – одни при этом лишились корректной верстки, другие потеряли эпиграфы, третьи утратили разбивку на главы и т.д. Я уверен, что причиной этому не злой умысел, но лень и непонимание большинством читателей значимости всех элементов текста и стилей его оформления (речь, естественно, идет не о грамматических ошибках и стилистических огрехах, которые – увы! – в изобилии встречаются в моих текстах, не видевших настоящего корректора; – за сообщения о подобных ошибках я всегда благодарен взыскательным читателям).
Текст должен использовать любую возможность найти своего читателя, и если вы желаете разместить мои произведения на своем ресурсе, пожалуйста, воспользуйтесь для этого авторским оригиналом, а не произвольной копипастой из окна веб-браузера. И если при этом вы не забудете указать © + источник, то сполна выполните свой долг перед автором.
Этот текст также представлен здесь:
NB: как правило, присутствие материала в интернете не ограничивается публикациями, которые выкладывал сам автор
Не стану отрицать, что в этом рассуждении я фактически ломлюсь в открытые двери – понятно, что если бы А. Азимов на самом деле писал о психологии роботов, его читали бы только роботы. Однако я так же могу сказать, что если бы он излагал принципы подлинного этического регламентирования поведения существ в человеческом обществе, его цикл рассказов о роботах вообще не смог бы оказаться на стеллажах популярной литературы и никогда бы не стал бестселлером.
Проблема в том, что очень многие читатели воспринимают его три закона слишком серьезно (и это относится не только к перепевам этих "законов" в масскульте и их эксплуатации в околонаучных рассуждениях; полистав научную литературу на тему искусственного интеллекта, вы без труда найдете апелляцию к этим законам в той или иной форме). Увы, даже будучи сведенными к известному кантовскому императиву, эти законы (точнее, один закон) не могут пригодиться в качестве формализованных этических принципов никому, в том числе тем, кого со времен Платона мы знаем, как "прямоходящих, лишенных хвостов и перьев"...