Насу

"На смену оружию массового поражения пришли знания массового поражения" ("Почему будущему мы не нужны", Билл Джой)


В интернете появляется короткий рассказ, прочтение которого вызывает неожиданные изменения в сознании, похожие на импринтинг. Каков механизм этого внушения, кто автор рассказа и с какой целью он его опубликовал? Правительство пытается изучить феномен странного текста, в то время как сам рассказ быстро распространяться, а его эффект подчиняет себе все слои общества... Что произойдет после того, как люди разберутся с инструментом внушения? Как они его начнут использовать и какие последствия наступят в цивилизации? Окажется ли она способной справиться с этим вызовом?..

Несмотря на элементы детективного жанра, в произведении отсутствуют:

  • — боевые подвиги и перестрелки с погонями;
  • — харизматичные герои и третий размер бюста (второй есть);
  • — суперспособности, магия и гении с запредельным IQ;
  • — попаданцы, вампиры, сталкеры и аналогичный примитив;
  • — сентиментальные сюжеты и лирические сцены;
  • — завоевания галактики с мечом наперевес и покорение антропоморфных самок;
  • — патриотизм и торжество "великих идей".

В произведении можно обнаружить (при желании и умении):

  • — описание судьбы цивилизации, которой досталась лингвистическая технология, способная углублять мироощущение людей... или упрощать их представления об окружающем мире и самих себе;
  • — "реальность творится ее описанием" – повесть раскрывает влияние глубины внутреннего мира и вариативности ментальных моделей на сознание индивидуума и на богатство доступного ему мира;
  • — геополитические изменения, наступающие в цивилизации после появления в руках политических лидеров новых инструментов пропаганды;
  • — мультивселенная в аспекте когнитивных моделей;
  • — аллюзии и цитаты классиков – как деятелей культуры (от литературы до кино), так и науки (философы, лингвисты и т.д.);
  • — достаточно юмора, чтобы удержать интерес между тяжелыми периодами абстракций и многословных рассуждений;
  • — и многое другое, в числе которого: непопулярные высказывания, задевания чувств верующих, скептицизм в отношении пафосных идей, злободневные вопросы etc...

NB: Это не развлекательное чтиво, к которому современного читателя приучили конвейерные дельцы от фантастики - разнообразные лукьяненки, глуховские и т.п. производители литературного комбикорма. Книга рекомендется только тем, кто руководствуется принципом, сформулированным А.Б. Стругацкими: “думать – это не развлечение, а обязанность”.

Одни читатели воспримут эту антиутопию как утопию, в то время как другие решат, что это не постапокалипсис, а реалии наших дней. Все будут правы.

Произведение было написано за несколько месяцев до того, как империя рабов – так называемая Российская Федерация – предприняла попытку полномасштабного вторжения в независимую Украину. Я до последних дней не верил в то, что подобное преступление возможно в XXI веке, но оказалось, что зомбированность населения способна превзойти все самые фантастические антиутопии.

Сейчас я хочу сказать о другом. Война, развязанная зарвавшимся подонком, эксплуатирующим имперский менталитет населения, не ценящего ни собственной свободы, ни право на самоопределение других народов, омерзительна сама по себе. Однако её разрушительные последствия не ограничиваются теми, которые наносят бомбы и ракеты, прилетающие из России, оккупированного Крыма и с военных баз Беларуси, пресмыкающейся перед Кремлем ради финансовых подачек и военной поддержки своего диктатора.

К сожалению, противостояние в этой войне вызвало к жизни ряд процессов (в т.ч. в моей собственной стране – в сражающейся за свободу и независимость Украине), которые оказались предсказанными на страницах этой повести. Эти деструктивные процессы не имеют ничего общего ни со свободой, ни с независимостью, ни с прогрессом общества, ни с культурой, и представляют собой отвратительные иллюстрации финальных событий повести. Вероятно, в создавшемся положении эти процессы были неибежны, и, наверное, для этой неизбежности есть свои объяснения. Но для них требуется отдельный материал, который будет выходить за рамки задач этого сайта... Больше информации можно найти в комментарии, указанном в перечне публикаций к данной повести.

Nasu - 1.pdfNasu - 2.pdfNasu - 3.pdfNasu - 4.pdfNasu - 5.pdfNasu - 6.pdfNasu - 7.pdfNasu - 8.pdfNasu - 9.pdf

Возможность скачивать произведения в формате PDF добавлена не столько для чтения их в альтернативных ридерах, сколько из-за того, что я все чаще стал находить в сети собственные тексты, которые были крайне неряшливо скопированы – одни при этом лишились корректной верстки, другие потеряли эпиграфы, третьи утратили разбивку на главы и т.д. Я уверен, что причиной этому не злой умысел, но лень и непонимание большинством читателей значимости всех элементов текста и стилей его оформления (речь, естественно, идет не о грамматических ошибках и стилистических огрехах, которые – увы! – в изобилии встречаются в моих текстах, не видевших настоящего корректора; – за сообщения о подобных ошибках я всегда благодарен взыскательным читателям).

Текст должен использовать любую возможность найти своего читателя, и если вы желаете разместить мои произведения на своем ресурсе, пожалуйста, воспользуйтесь для этого авторским оригиналом, а не произвольной копипастой из окна веб-браузера. И если при этом вы не забудете указать © + источник, то сполна выполните свой долг перед автором.

© Валентин Лохоня, 2021.10.22

Этот текст также представлен здесь:

NB: как правило, присутствие материала в интернете не ограничивается публикациями, которые выкладывал сам автор